Подводные лодки типа "АГ" ("Американский Холланд")
Начавшаяся Первая мировая стала причиной замедления выполнения российской кораблестроительной программы и заставила пересмотреть существующие планы. Морскому министерству для пополнения флота пришлось принимать энергичные меры для ускорения работ и размещению доп. заказов на зарубежных и отечественных предприятиях. Кроме того, делались попытки купить уже готовые корабли за границей.
Предложение, сделанное заводом Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер" (Ревель) 22 июня 1915 года Морскому министру адмиралу Григоровичу И.К., оказалось весьма своевременным. Речь шла о предложении американской компании "Электрик боут компани" поставить для флота России 3 или 5 подводных лодок системы "Холланд" (цена каждой подводных лодок 900 или 885 тыс. долларов соответственно, надводное водоизмещение 355 тонн) к лету следующего года. Американская сторона бралась построить данные суда в Ванкувере на своей верфи и доставить их во Владивосток в разобранном виде. Окончательная сборка и сдача в России должна была производиться заводом "Ноблесснер". Специалисты Морского генштаба ознакомились с представленной документацией, положительными отзывами англичан о подлодках данного типа имевшихся у них и сделали заключение о необходимости проведения данной сделки. Предполагалось, что эти подлодки благодаря своим характеристикам могут действовать в балтийском море самостоятельно, а после войны будут использоваться в качестве учебных подводных лодок. До заключения контракта необходимо было договориться о снижении цены, а также получить гарантии "Ноблесснера", что сборка данных подлодок не задержит готовности подводных лодок типа "Барс", которые в то время строились на заводе. Но поскольку по поводу последнего имелись сомнения, то морское министерство приняло решение оставить за собой право при необходимости передать сборку одному из казенных предприятий Петрограда.
Еще 18.08.1915 генерал-майор Ковесский Л.А., начальник отдела общих дел, директоры завода "Ноблесснер" Плотников М.С. и Карпов Н.А. подписали договор на поставку 5 подводных лодок типа "Холланд". Постройка в Ванкувере, страховка и доставка до Владивостока оценивались в 3 712 500 долларов (каждая подлодка по 742 500 долларов) или 7 239 375 рублей, а стоимость сборки в России учитывая все виды снабжения – 1 340 250 рублей.
Сдача первых трех подводных лодок планировалась через 9 месяцев (считая с 17.07.1915), остальных – через 10 месяцев. Каждая из подводных лодок относилась к типу "602-F" и имела по спецификации следующие тактико-технические элементы: - надводное водоизмещение 355,7 тонн; - подводное водоизмещение 467 тонн; - длина 45,8 метров; - ширина 4,81 метра; - углубление 3,76 метра (у 49 шпангоута); - высота надводного борта 1,47 метр (до палубы надстройки); - рабочая глубина погружения 45,7 метров (расчетная максимальная глубина погружения 61 метр); - в подводном положении поперечная метацентрическая высота составляла 270 мм; - в надводном положении поперечная метацентрическая высота составляла 170 мм, - запас плавучести 22 процента
Сборку всех подводных лодок, которая была приравнена к закладке, начали 2 апреля 1916 года с выставки килевых балок. Однако нехватка рабочей силы намеченный график нарушила – были вынуждены ввести очередность постройки подлодок. Все 5 судов по предложению вице-адмирала Канина В.А., командующего Балтийским флотом, 8 июня зачислили в списки судов флота подлодок под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11" – "АГ-15" ("Американский Голланд"). Работами руководили инженеры компании во главе с Виллером, специалисты Балтийского завода при этом полностью содействовали им. Однако, в действительности "собственно сборка" не соответствовала смыслу этих слов, поскольку во время работ выяснилось, что оговоренные ранее монтаж, пригонка частей корпуса и оборудования в Соединенных Штатах не проводились. Большое количество металлических листов было "не сверлено", а многие отверстия не вырублены. Поэтому уже на месте выполнялись пригонка, прирубка, выгибка "только заготовленных" частей. Кроме того, исправлялось все "неисполненное". При этом Копьев М.В. отмечал, что "… в Америке приняли все меры для того, чтобы вещи прибыли в порядке, который наиболее пригодный для быстрой сборки".
Подлодки на воду спускали при помощи крана. Предварительные и официальные испытания, которые проводились в Ревеле, Бьоркэ и Ревеле под руководством американцев Фостера В.В. и Гилмора Р.Б., завершились успешно. Емкость аккумуляторных батарей оказалась большей, а расчетная дальность плавания на скоростях 11 и 13 узлов увеличилась до 2580 и 2200 миль соответственно. Только подводная лодка "АГ-14" при 328 об/мин. развила скорость 12,5 узлов, что, однако, приемную комиссию возглавляемую контр-адмиралом Левицким П.П. не смутило. На фоне результатов остальных подлодок данный случай связали с несоответствием шага гребных винтов.
Во время постройки и сразу после сдачи подводных лодок в казну каждая из них была дополнена защитным ограждением горизонтальных носовых рулей, одним орудием калибра 47 мм, паровым отоплением, а также двумя переносными вентиляторами. Устранить замечания комиссии и неисправности предстояло заводу "Ноблесснер" (с 14.10.1916 Акционерное судостроительное общество "Петровская верфь") в зимний период. В частности, рекомендовалось изыскать меры для ликвидации фактов подвсплытия лодки всем корпусом после произведения выстрела торпеды, заменить американские лаги на английские системы Форбса, которые являлись более надежными, улучшить неудовлетворительную обитаемость.
Все 5 подлодок вошли в состав четвертого дивизиона с базированием на специально оборудованный транспорт "Оланд" (ранее германский пароход "Ирма"). Данные подлодки в кампанию 1917 года непосредственно с противником не сталкивались; только однажды подлодка "АГ-11" в Ботническом заливе обнаружила 9 больших неприятельских пароходов, которые сопровождал конвой шведских миноносцев, однако они строго придерживались территориальных вод Швеции. Месяцем ранее (8 июня) во время выхода на практическое погружение в бухте Лом затонула подлодка "АГ-15". Причиной катастрофы стало то, что кок Богданов не закрыл люк в третьем отсеке.
Шлюпка, подошедшая с заградителя "Ильмень", подобрала командира подлодки лейтенанта Максимовича М.М., рулевого и боцмана. Мужество и профессиональная выучка была проявлена пятью членами экипажа во главе с лейтенантом Матыевичем-Мациевичем К.Л., старшим офицером. Проведя в затопленном отсеке № 1 около 10 часов, они смогли выпустить мину с запиской, а затем, подняв давление, открыли люк и выбросились из затонувшего судна. При этом старший офицер покидал подлодку последним. Остальных 18 членов экипажа спасти не удалось. Подводная лодка "АГ-15", поднятая спасательным судном "Волхов" 16 июня, после непродолжительного ремонта вновь вернулась в строй.
Подводная лодка "АГ-13" 8 июля 1917 года получила номер "АГ-16". Из боевого похода в сентябре не вернулась подлодка "АГ-14" (командир – старший лейтенант фон Эссен А.Н., сын адмирала фон Эссена Н.О. бывшего командующего Балтийским флотом). Судьба остальных подводных лодок оказалась трагической – во избежание захвата войсками Германии 3 апреля 1918 года все 4 подлодки вместе с транспортом "Оланд" пришлось взорвать в гавани Ганге полуострова Ханко. Данное тяжелое решение было принято в связи с невозможностью их вывода в море в условиях тяжелой ледовой обстановки при отсутствии ледокола.
Неплохое качество и благополучная доставка подводных лодок типа "АГ" стали причиной того что Морское министерство (опять же по инициативе завода "Ноблесснер") заключило еще 3 договора (14.09.1916, 25.10.1916 и 08.02.1917) на поставку 12 аналогичных подлодок на общую сумму 28 872 тыс. рублей (без учета стоимости сборки). Первые 6 подлодок ввиду незначительных конструктивных отличий относились к типу "602-L" и "602 - GF" (лодки предназначались для Черноморского флота), остальные, относящиеся к типу "602 - R", должны были разделяться между флотилией Северного Ледовитого океана и Балтийским флотом.
Черноморские подводные лодки, разделенные по 3 в каждой партии, перевозили пароходы "Арабиен", "Стрида", "Хазель Доллар", "Гарольд Доллар" и "Ункай мару". За разгрузкой во Владивостоке и отправкой наблюдали инженер-механик капитан первого ранга Иванов П.К. и лейтенант Максимович Н.Н. Сборку также поручили Балтийскому заводу, причем черноморские подлодки должны были собираться в его Николаевском отделении (в дальнейшем завод "Ремсуд"). В Архангельск из Петрограда планировалось доставить 3 подлодки по внутренним водным путям на баржах. При благоприятных условиях первые три черноморские подлодки в строй должны были вступить в июне, вторые – осенью 1917 года, а лодки для Балтики и Севера – в ноябре и сентябре соответственно.
Корпуса последних 6 подлодок (3 из них должны были получить названия "АГ-16" – "АГ-18") в сентябре были полностью готовы, однако их отправка задерживалась. Дело в том, что сложное экономическое и политическое положение в России, по мнению американцев, не способствовало быстрой доставке и сборке. Кроме того, в создавшейся ситуации американцам уже становилось не выгодно выполнять работу за рубли. Предполагалось расторгнуть договор и вернуть полученные деньги. Американская сторона в случае заключения нового контракта с оплатой в долларах бралась отправить в ноябре 6 корпусов, а аккумуляторные батареи и механизмы в феврале-марте 1918 года. Намеченные планы в сложившейся обстановке оказались неосуществимыми и Верховная Морская коллегия 29 ноября аннулировала договор; впоследствии достроенные подлодки под названиями "Н-4" - "Н-9" вошли в состав военно-морских сил США.
Вложения: |
1.jpg [ 126.36 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
2.jpg [ 53.22 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
3.jpg [ 75.77 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
4.jpg [ 79.85 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
5.jpg [ 67.5 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
6.jpg [ 64.23 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
7.jpg [ 134.81 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
8.jpg [ 87.61 KiB | Просмотров: 1961 ]
|
_________________ ««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
|